психолог Дима Печкин

Иллюзия выбора

Всё чаще ко мне подкрадывается осознание того факта, что свободы воли, самоопределения и выбора в том смысле, который большинство из нас подразумевает под этими понятиями, не существует. То же самое касается общечеловеческих ценностей вроде любви, духовности, честности, смелости, прощения и сочувствия, щедрости и альтруизма.

Все это лишь удобные ширмы, скрывающие за собой истинные мотивы нашего поведения, продиктованные совокупностью внешних влияний, начавших воздействовать на нас внутриутробно. А если верить в существование души проходящей через многие жизни – гораздо раньше.

Это осознание частично перекликается с популярным спором о предопределённости жизни, ведущимся на кухнях и в курилках. Всевозможные параноики вроде антиглобалистов и поклонников идеи матрицы кажутся мне людьми, остро чувствующими реальное положение дел.
Дело не в слежке спецслужб. Мы зажаты в рамки механистичности случающейся с нами жизни. И как утверждал Гурджиев, эта новость является самой неприятной вещью, которую можно сообщить себе и другим.

Наша психика как губка впитывает любое внешнее влияние, после чего оно забывается, но остаётся частью человека, а значит – движущей силой.
Гениальные прозрения Фрейда, заставляющие нас обратить внимание на прошлое и поднять его из глубин, основаны именно на этой идее.
Выходит, что воспринять себя как индивидуальность и осознать истинные мотивы своих действий можно лишь в том случае, если вспомнить все влияния, которые оказывались на нас в прошлом. Затем надо сопоставить их и постараться осознать, каким образом они создают наше поведение. А когда это будет сделано, не забыть принять во внимание всё то, что влияет на нас в настоящем – здесь и сейчас. Этот процесс предусматривает огромное вложение сил, а главное – честность с собой и окружающими.

Никто не будет делать эту работу, потому, что она абсолютно не нужна для простого продолжения жизни.
Более того, осознание индивидом своих скрытых мотивов для общества крайне вредно, т.к. заставляет человека задуматься о реальной, а не придуманной необходимости большинства его действий. А значит выключают его из системы.

Машина всегда важнее винтика. Поэтому для мира, окружающего нас, выгодно чтобы мы воспринимали наше поведение не с точки зрениях глубинных сил, а с точки зрения различных понятий, опосредующих акты нашего поведения и делающих их легальными, либо же нет.
Машине выгодно упрощать и обобщать всё, подразделяя его на правильное и неправильное. Машине насрать на ваши мотивы. Для нее важно, не создают ли ваши действия противоречия с общим механизмом. Поэтому машина постоянно научает нас своим шаблонам, которые заставляют видеть происходящее поверхностно.
Например, свобода воли это обычный шаблон, поскольку подразумевает, каким образом должен действовать и как должен выглядеть человек, который этой свободой обладает. Как он усилит систему.

Поэтому все направления, воспевающие идеалы и пытающиеся трактовать их природу с точки зрения благородства устремлений заставляют нас спать ещё глубже. Скорее это попытка привязать обобщённое и позитивное объяснение к тому, что основано на множестве детальных и чаще всего эгоистических моментов.

Тема эта может быть раскрыта лишь с точки зрения наблюдения за реальными деталями жизни людей, происходящими из прошлого в будущее. Она недоступна человеку, заточённому в стенах библиотеки. Рассуждать о высших ценностях можно лишь поверхностно, покуда не присмотришься к тому, какие внутренние силы движут нами в реальности.

Недавно я смотрел короткое видео об одном известном пловце, который проплыл по большинству известных рек мира. От 40 до 60 суток непрерывного плавания, сопряжённого с болью и страданиями, требовалось этому человеку для того, чтобы проплыть очередную реку.
Фильм какбэ воспевал необходимость преодоления себя. Того, что совершает чудеса и трансформирует мир. Но профессионал вряд ли упустит из вида, случайно брошенную героем фразу: «В детстве меня избивал отец и я был вынужден выбегать из дома и прятаться от него, ныряя в реку».
Наблюдатель поймёт, что истинной движущей силой и мотивом этих преодолений является мазохизм. Сверх-Я нашего героя вобрало в себя образ отца и теперь уже он сам стремится к очередному наказанию, истязая себя непомерными физическими нагрузками. С одной стороны он как бы вновь и вновь желает быть преследованным и избитым, а с другой - спастись. Поэтому переносит образ отца на реку, чтобы проплыть ее до конца и победить в неравной схватке.

И ровно то же самое происходит с каждым из нас. Не факт, что человек, который жертвует вам почку, делает это из сострадания. Возможно, что-то скрытое заставляет его отрезать части своего тела и отдавать их другим.

Поступки, кажущиеся благородными и осмысленными порой имеют абсолютно противоположные следствия, потому, что в основе каждого лежит скрытый мотив. Но никто не смотрит на свои поступки с этой точки зрения. Мы пыжимся, чтобы подогнать свою жизнь под социальную матрицу правильности.

Постарайся вспомнить себя.
Познай то, каким образом ты встроен в систему.
Разгляди, насколько примитивна природа поступков, которыми ты привык гордиться.
Отнесись ко всему, что делают окружающие как к большой глупости.
Позволь себе спонтанность осознанного действия, которое может быть не понято никем кроме тебя…