психолог Дима Печкин

Смысл жизни.

Я довольно рано начал подозревать, что поиск смысла жизни и всё, что с этим связано, является неким самообманом, профанацией. Видели ли вы человека, который занимаясь тем, что ему нравится, увлечённо работая или учась, кропотливо копошась в чём-то, одновременно мучился этим вопросом?

Речь не о философах. Эти не заинтересованы в самом результате поиска. Скорее их интересует процесс, где можно находясь в творческом потоке извлекать умозаключения, систематизировать, выводить новые теории, так или иначе, гарцуя перед нами масштабами своего ума. Я имею в виду простых людей - нас с вами.

Поэтому хочу написать немного о смысле жизни с точки зрения наблюдателя психической механики человека, которая, так или иначе, проявляется во всём вашем поведении. Поделиться выводами, которые я сделал на настоящий момент.

Итак, поиск смысла жизни это результат внутреннего упрёка к себе самому. Найти смысл жизни важно для того, кто, не считает себя вправе жить, не имея такого смысла. Этот с виду возвышенный по формулировке посыл на самом деле является следствием угнетения собственного духа. Мы как бы говорим себе, что недостойны жить, если не делаем чего-либо полезного или нужного. Оправдывающего наше существование…

И дело не в том, что человеку не обязательно оправдывать его. Дело в том, что этот внутренний посыл угнетает эмоционально. Занимаясь поиском смысла жизни, мы теряем мотивацию к оптимальной поисковой активности. Мы лишаем себя возможности пребывать в положительных эмоциях, которые позволят найти то, что нам нравится и иметь энергию, чтобы эффективно действовать. 

Я утверждаю, что поиск смысла жизни это состояние раба. Тому, кто является хозяином своей жизни незачем оправдываться в своём действии и бездействии. Ему нечего доказывать себе и окружающим. 

Поэтому чаще всего вопрос о смысле, является не чем иным, как самоистязанием, блокирующим свободу проявлений. Этот замаскированный упрек к самому себе, заставляет нас двигаться по кругу. Может быть, такое самоистязание даёт хорошую почву для творческих экзерсисов, озарений, личного безумия, но уверен - оно никогда не даёт почвы для равновесия ума.

Древние говорили, что посредством человека бог познаёт сам себя. Мы наблюдаем за окружающим миром, отыскивая в нём новые возможности. Мы наблюдаем за собой, отыскивая в себе новые желания, которые позволят эти возможности использовать. Когда наши желания совпадают с возможностями, мы деятельно выражаем себя в этом мире, делая его лучше или хуже. В этот момент и проявляется наш индивидуальный смысл. 

Поэтому поиск смысла жизни никогда не начинается с вопроса о смысле жизни. Он начинается с позволения себе отбросить рабскую психологию заставляющую искать, и продолжается в наблюдении за тем, что вызывает у нас радость.