психолог Дима Печкин

Убийство Тани Страховой

"я стою на подкашивающихся ногах, с осознанием, что натворил. нож был воткнут в брюшную полость той, кого я всем сердцем любил", - пишет в своём предсмертном посте Артём Исхаков, убивший и изнасиловавший Таню Страхову.

Вняв многочисленным просьбам, комментирую это событие, предварительно почитав личные записи покойных.

Когда я смотрю на фото, которым озаглавлен текст, то размышляю о символизме, который есть абсолютно в каждом событии. Разве нож, который держит Страхова не то самое "Чеховское ружье", которое должно выстрелить в конце спектакля? В таком случае глупо говорить: "Ничто не предвещало беды".

Каковы основные символы произошедшего? Любовь и смерть. Секс. Чувство превосходства. Чувство вины. Подавленность. Демонстративное поведение. Безответное желание близости. И связи между этими символами…

Убийство любимой женщины, это символическое убийство матери. Фрейд утверждал, что сильное сексуальное чувство, есть ничто иное как подсознательная реализация потребности вернуться обратно в материнское лоно. Разочарование и ярость когда мать отталкивает от себя, лишая своей любви. Исхаков страдает от того, что не в силах вернуть старую связь с девушкой, которая маячит у него перед носом. Секс - концентрированное принятие тебя другим человеком.

Есть ли среди нас те, для кого секс не является "внутренней валютой" отношений?

Может ли тот, кто сам так неуверенно чувствует себя в жизни, дать что-то другому? Конечно нет. В этом смысле демонстративная девушка, безусловно, притягивает к себе мужчин, но сможет ли она хоть что-нибудь дать взамен? В этом и состоит ловушка демонстративной культуры подростков. Их яркость только внешняя, кажущаяся. Внутри лишь сомнения, тревоги, неуверенность в себе. То, что кажется жизненным, на самом деле - почти мертво.

Зигмунд Фрейд счёл бы это хрестоматийным случаем. Мы видим, как желание жить и быть любимым превращается в желание убивать. Именно живая Татьяна являлась препятствием для реализации любви Артёма, поэтому его любовь "находит себя в убийстве".

Он убивает и в этот короткий миг он любим и принят.

Своё письмо убийца начинает с самолюбования и попытки утверждения. Он детально описывает содеянное. Мы как будто бы наблюдаем, как ребенок, которому долго не давали сладости, наконец, разбивает витрину кондитерской лавки и сидя на осколках, ест конфеты окровавленными руками. Исхаков здесь что-то подобное Раскольникову. И как будто бы уже не Чехов, а Достоевский возникает в этой кровавой пьесе?

"я никак не пытаюсь оправдать себя. то, что я сделал, - ужасно, но я сделал то, что захотел и посчитал нужным, потому что блять я могу. мог. пойду бутеры сделаю. буду наслаждаться, пока могу"

В первой части пьесы Исхакову даже начинает казаться, что он взрослый. Неслучайно в посте, сразу же после детального описания убийства и насилия, он обращается к друзьям и близким, раздавая им ценные указания относительно их жизней.

Он как будто бы решил свои проблемы и теперь может давать "авторитетные" советы: "ильенко - освободись от оков виты. это не твое, ты не будешь с ней счастлив, начни заниматься своим психологическим состоянием и будь охуенным чуваком".

Но тело остывает и начинает пахнуть. Вместе с этим приходит чувство вины. Осознание катастрофы, которую уже нельзя исправить. В предсмертном тексте Исхакова остро чувствуется, как с течением времени эйфория проходит и социальное вытесняет животное. Точно так же, как например оргазм сменяется меланхолией. Социальное приходит неотвратимо - и тогда собственная жизнь становится хуже смерти. Значит, надо с ней покончить!

Покойные демонстративны. Исхаков - в своём прощании, Страхова - в своих постах в Инстаграме. Демонстративные люди склонны к истерии. Не в силах справиться с равнодушием взрослых, ребёнок выбирает неподходящие и кажущиеся асоциальными способы "докричаться" до них.  Было ли убийство, которое совершил Исхаков таким криком о помощи?

История этих молодых людей это история хищника и жертвы, занявших свои роли. Оба они испытывают сложности во взаимоотношениях. Исхаков кажется сильным. Он самостоятельно отделяется от обеспеченной семьи, работает. Пишет о том, что ненавидит родителей просто потому, что "он такой есть", при этом благодарен им за заботу.

Записи Страховой говорят о подавленности и сложностях во взаимоотношениях. Она чувствует себя в заложниках у собственной жизни. События текут мимо нее, подобно мутной реке. "Что-то происходит, но где я во всём этом?" - как будто бы спрашивает она.

Эти психологические установки и связанные с ними роли, находят своё воплощение в картине убийства. Исхаков зачем-то связывает верёвками уже мёртвое тело, с иронией замечая, что купил их для "шибари" - сексуальной игры со связыванием.

Есть некая злая ирония и в символизме фамилий наших героев. Исхак - пророк Аллаха в исламе, который сдвинул горы, чтобы доказать силу своего Бога. Ну а Страхова, тут просто приходит на ум однокоренное слово.

Случившееся похоже на жертвоприношение, с помощью которого мужчина, возвысившийся над теми, кто его отверг, доказывает им свою "божественную" силу. Но любовь превращается в смерть. А Бог, только что бывший рядом, очень скоро покидает его. Горы остались на месте, и вот, перед ним стоит разочарованная толпа.

"дописываю последнее и ухожу. жаль, что не удастся больше посмотреть с ней сериалы в обнимку и поболтать".